«Нечеловеческое измерение»: мотив «четвертого измерения» в живописи русских авангардистов

25 Просмотры
Издатель
Маяковка × Русский музей. Лекция Алексея Курбановского

Кризис позитивистской науки на рубеже XIX-XX веков привел к сомнению в казалось бы незыблемых физических параметрах материального мира. И с математической (Ч. Хинтон), и с мистически-теософской (П.Д. Успенский, К. Брэгдон) точек зрения мыслители подходили к идее «четвертого измерения», которая одновременно вдохновила и популярную фантастическую литературу (Г.Дж. Уэллс). Воспринимать «объекты в четвертом измерении», например, предложил своим зрителям К.С. Малевич, дав соответствующие названия ряду своих картин. Также и М.Ф. Ларионов касался аспектов «многомерного мира» в своем «лучистском» манифесте. Поскольку «простым обывателям» было трудно визуально представить четырехмерные тела, можно предположить, что таковые были доступны исключительно «сверхлюдям», «преодолевшим человека» (по заветам Ницше).

Лектор — Алексей Курбановский, доктор философских наук, главный научный сотрудник Государственного Русского музея.
Категория
Занимательная механика
Комментариев нет.