Лекция 24. Теология еврейской Библии и ее отражение в жизни религий библейской традиции

62 Просмотры
Издатель
Краткое подведение итогов курса. – В каком смысле можем мы говорить о теологии Библии? - Монотеизм. – Среди важнейших универсалий человеческого восприятия мира: противопоставление того, к чему я не могу обратиться с речью, и того (кого), к чему я могу обратиться с речью. – «Я» и «Ты» (Бубер). - Антропоморфизация. – Бог библейского монотеизма и «Бог философов». Библейская традиция и греческая метафизика. – Антропоморфизм и антропопатизм как неизбежные спутники библейского монотеизма. – Дистанцирование от библейского антропоморфизма в греческом переводе Библии. – Какие образы из мира людей служат в Библии для описания Бога? – Молитва и медитация. – Монотеизм и Creatio ex nihilo. - Бог, брачная метафора и ревность Бога. – «Интериоризация» Бога: Бог как совесть. – Библейский монотеизм и напряженность религиозной жизни.

Связь божества с конкретным местом (храмом) в мире древнего Ближнего Востока и разрыв такой связи в библейской традиции. – «Колесница Бога» у Иезекииля и переносной Храм жреческих текстов Торы. – Бог диаспоры. – Религия как главный элемент идентичности. – Социально-политические следствия теологической установки: мученичество за веру, миссионерство, насильственное обращение и религиозные войны.

Бог и царская власть в Библии. - Становление теократии. – Появление предпосылок для противопоставления «религиозного» и «светского».

Богослужение, в котором акцент перенесен на совместную молитву всей общины. – Отражение этого в типологии сакрального пространства. - Роль письменного текста, адресованного всей общине, для религий библейской традиции. – Становление канона и понятия о каноне. – Перевод священного текста на другие языки.

Библейский «перекресток традиций» и перекрестки сегодняшнего мира.
Категория
Занимательная астрономия
Комментариев нет.