Постановка звуков Р и Л. Работа над дикцией и произношением для детей и взрослых. Упражнения и слова

27 Просмотры
Издатель
Сонорные звуки «Л», «Р» Звук Р произносить перед зеркалом, что обязательно! То можно видеть, что язык находится за верхними зубами и дрожит. Рукой чувствуется прерывистая струя. Отличие от всех других звуков русского языка - наличие рокочущего звука. Мягкий звук [Р*] отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед и при его произношении кончик языка упирается не в альвеолы, а в основание верхних зубов.
Звук [Р] дрожащий, при произношении этого звука кончик языка должен дрожать. Чтобы он дрожал надо научиться правильно дышать, а для этого я делал такие упражнения:
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.
Нормальная установка при произнесении твердого звука р. 1) Кончик языка поднят к нёбу ( альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2) Губы открыты.
3) Зубы разомкнуты.
4) На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
5) Звук р звонкий.
Постановка звука Р от звука Д Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром.
При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру».\
Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р
Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Звук Л
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л]
При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.
Постановка:
1-й способ. Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения с голосом бл-бл-бл.
2- й способ. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. Очень легкий способ.
Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Артикуляционные упражнения (показаны в видеоролике и подробно описаны в предыдущих видеороликах) :
Заборчик, Окошко, Парус, Маляр, Качели , Вкусное варенье, Чашечка, Лошадка, Грибочек, Гармошка, Индюк, Барабанщики, Дятел, Пулемет.
Категория
Занимательный русский язык
Комментариев нет.