Русский язык 5 класс (Урок№39 - Типы речи.Повествование. Обучающее изложение с элементами описания.)

73 Просмотры
Издатель
Русский язык 5 класс
Урок№39 - Типы речи. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания.


Общение
В древние времена люди общались друг с другом звуками, но по мере развития труда общение совершенствовалось. Новая обстановка рождала новые мысли и понятия, новые способы их выражения. Знания об окружающем мире требовалось передать другим поколениям. Необходимо было не только описать орудие труда, но и рассказать о том, как оно работает и для чего служит. Речь стала содержательнее.


мы узнаем:
структуру текста-повествования и роль описания в художественном повествовании;
мы научимся:
составлять план текста для изложения;
мы сможем:

определять ведущий тип речи;
находить отличительные признаки повествовательного типа речи;
определять тему, основную мысль, выделять части текста и озаглавливать их, составлять план, записывать текст по данному плану.


План работы над изложением:
Прочитайте (прослушайте) текст.
Постарайтесь представить то, о чём говорится в тексте, мысленно нарисуйте картинку.
Выясните значение непонятных слов.
Определите тему и основную мысль текста, ведущий тип речи.
Разбейте текст на части, выделив главную мысль каждой.
Озаглавьте каждую часть, составьте план: в повествовании определите начало события, его развитие, кульминацию, конец.
Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания: в повествовании – глаголы, слова обстоятельственного значения.
Отметьте основные синтаксические особенности.
Прочитайте (прослушайте) текст ещё раз.
Напишите работу в черновике.
Отредактируйте текст.
Напишите изложение.
Проверьте написанное.


Грамматические особенности повествования
Повествование – это мир в движении.
Цель создания текста: рассказ о событии с показом его развития, с выделением основных фактов и их взаимосвязи.
Особенности повествования.
Содержание и форма текста:
Соблюдается логическая последовательность.
Динамизм, смена событий.
Композиция хронологизирована (выстроена последовательно во времени).
Лексические средства:
Обозначение места действия, название лиц, производящих действие, обозначение самих действий.
Слова, подчёркивающие последовательность действий (потом, затем…).
Морфологические средства:
Глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида (пришёл, увидел…).
Глаголы со значением начала действия (начали, стали, зашумели…).
Глаголы со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия (как прыгнет, хлоп, прыг…).
Синтаксические средства:
Союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия.
Порядок слов в предложении (прямой и обратный).
Цепной вид связи.
Категория
Занимательный русский язык
Комментариев нет.